Творческая работа училища

Современные тенденции развития образования в профессиональных учебных заведениях, возросшие требования к личности специалиста усилили потребность в расширении его творческого потенциала. В Алматинском хореографическом училище им. А. Селезнева (далее АХУ) творческая работа также занимает особое положение. Первостепенно уделяется внимание развитию творческого подхода образовательному процессу в целом. Сценическая практика на базе училища является главной составляющей творческой работы АХУ и которая является важной частью учебного процесса. Ее цель – подготовить будущих артистов балета к самостоятельной творческой работе в театре.

Начиная с младших классов воспитывается навык к репетиционной работе, развивается творческое внимание, хореографическая и музыкальная память учащихся. За долгие годы в училище образовался «Золотой фонд» детских концертных номеров , поставленными блестящим балетмейстером Минтаем Тлеубаевым, Заслуженным деятелем культуры Казахстана. На этих массовых номерах Гаранян «Пингвины», П.И. Чайковский полонез «Жасуландар балы» и др., выросло не одно поколение выпускников. Осваивая эту незамысловатую детскую хореографию, учащиеся 2-4 классов получают развитие чувства ансамбля, учатся сохранять музыкально-ритмический рисунок танца и уже исполнять движения чисто и ритмически четко. В средних классах 4-5 годов обучения усложняется репертуар массовых и сольных танцев, постепенно учащиеся начинают танцевать сольные классические вариации из балетов М. Петипа , А. Горского и др. Репертуар в старших курсах уже тесно связан с репертуаром театра и строиться на лучших образцах классического наследия, национальной классики и современной хореографии.

За последние 5 лет репертуар училища обогатился множеством оригинальных постановок, балеты: С. Прокофьев «Классическая симфония» хореография Л. Лавровского в редакции М.Л. Лавровского и Л.М. Ли, Л. Минкус Большое классическое па из «Пахиты» хореография М. Петипа, постановка М. Думченко, музыка этнографического ансамбля Туран, балет «Туран Дала – Кыран Дала» нео-казахская хореография А. Садыковой, художественное руководство Л.М. Ли, М. Равель «Болеро» хореография Б. Аюханова, Танцевальная сюита (фрагмент) Мусоргского «Ночь на лысой горе» хореография И. Моисеева, музыка народная «Ползунец» хореография П. Вирского, Казахская сюита Т. Кажгалиев «Уш жуз» хореография З. Райбаева, «Класс-концерт», П. Чайковский «Торжественное дефиле», посвященные 85-летию АХУ им. А. Селезнева хореография Майлена Тлеубаева (Япония), А. Понкьелли «Танцы часов» из оперы Джоконда, в редакции Н. Воскресенской, Л. Ли, концертные номера балетмейстеров В. Усманова (Австрия), М. Тлеубаева (Япония), П. Чайковский «Классический дивертисмент» хореография Ю. Григоровича постановка Г. Туткибаевой, па де де, классические вариации, концертные номера, поставленные педагогами АХУ Г. Ашимовой, Г. Бейсеновой, А. Акбаровой, Ф. Алиевой, Н. Джумалиева и др., современная хореография Г. Адамовой, Г. И Г. Габбасовых, А. Ахметжановой, М Тлеубаева, В. Усманова, казахские танцы из наследия Ш. Жиенкуловой, Д. Абирова, З Райбаева, М. Тлеубаева и лучшие постановки современных отечественных балетмейстеров.

Творческий интерес студентов Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева является доминирующим мотивом в профессиональном становлении будущей профессии артиста балета, артиста ансамбля танца. На формирование творческого интереса обучающихся влияет личность педагога, его педагогическое мастерство. Педагогический состав отделения специалистов АХУ ярко и профессионально отражает свое мастерство в подготовке и освоении выше названного творческого репертуара училища. Традиционно все отчетно-выпускные концерты проходят на исторической сцене Казахского Государственного академического театра оперы и балета им. Абая.

В АХУ сценическая практика строится по нескольким направлениям:

Первостепенно – это работа по сохранению, изучению и освоению классического наследия Мариуса Петипа, Александра Горского, Михаила Фокина, Льва Иванова, Василия Вайнонена, А. Вагановой, В. Чабукиани, Леонида Лавровского, и др.

Казахская балетная школа бережно хранит традиции классического танца и в тоже время живо откликается на все новое, происходящее в балетном искусстве.

Многолетний опыт нескольких поколений педагогов-специалистов показал, что именно «классика» является той базой, без овладения которой нельзя вырастить ни одного профессионального ученика.

Параллельно ведется изучение и освоение классического национального наследия, оставленного нам прославленными мастерами хореографического искусства – Шары Жиенкуловой, Заурбека Райбаева, Даурена Абирова, Булата Аюханова, Минтая Тлеубаева и др.

Национальное наследие делится на три категории:

  • традиционный казахский танец (фольклор)
  • сценический казахский танец
  • нео-казахский танец.

Обогащая репертуар училища хореографическими произведениями национальной классики для изучения балетов, дуэтов, массовых групповых, сольных казахских танцев, хореографических миниатюр, освоения ее пластических и духовных особенностей происходит процесс сохранения, изучения и возрождения народной хореографической культуры, а также воспитание национального самосознания будущих специалистов.

Большое внимание уделяется изучению классического наследия Игоря Моисеева, Павла Вирского, Касьяна Голейзовского и др. Осваивая характер, манеру, стиль, технику исполнения народных, народно-сценических, восточных танцев, и особенную музыкально-пластическую выразительность этого бесценного наследия, обучающиеся приобретают танцевальную координацию, выразительность, что способствует раскрытию индивидуальности ученика.

Для углубленного изучения и профессионального становления дисциплины «Современная хореография» в АХУ им. Селезнева в 1994 году были приглашены высококлассные специалисты Паскалина Ноэль (Франция) и Йозеф Кацуорек (Чехия), что позволило вырастить первую плеяду профессиональных педагогов, среди которых – Асель Абакаева, Гульмира и Гульнара Габбасовы, Ирина Дубровина и другие. Они продолжают развивать дисциплину «Современная хореография» и успешно занимаются балетмейстерской работой и постановками.

В АХУ им. А. Селезнева в целях повышения педагогического мастерства и расширения профессиональных качеств обучающихся ежегодно проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы признанными мастерами мирового балета.

В училище есть свой Учебный театр – гордость школы с прекрасной сценой и зрительным залом на 400 мест, позволивший создать Театр юных артистов «Орлеу». В театре организовываются различные мероприятия, проводятся текущие практические и праздничные концерты, международные конкурсы и фестивали. Сцена театра дает уникальную возможность с самых первых лет обучения показать результат огромного, ежедневного труда обучающихся и педагогов. Здесь юные артисты переживают самые волнующие моменты воплощения ярких театральных образов, что формирует характер, способный к преодолению всех тех трудностей, которые присущи прекрасному искусству балета. Сцена – это и оглушительный успех, и горечь поражения, и благодарные зрители, ради которых свершается чудо танца!

Творческая работа АХУ строится силами педагогов отделения специальных хореографических дисциплин под руководством художественного руководителя, который определяет репертуарную политику, направление профессионального развития, цели и задачи воспитания личности специалиста хореографического искусства.